ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ ПРИ ВНЕДРЕНИИ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
Дата публикации: 13/03/2013
Тема: Бюджетирование
Автор:
Опубликован на сайте журнала «Финансовый директор»
Весь набор сложностей и ошибок, замеченных на практике при внедрении бюджетирования, имеет смысл разделить, чтобы эффективно их разобрать и предотвратить, на три категории: организационные, методические и технические. Скажу чуть подробнее о каждой из групп.
Первая группа – самая серьезная. Хотя касается она не самого бюджетирования, а общей культуры управления проектами и в целом - проведения изменений, имеющейся в организации. А, может, именно поэтому она и есть самая сложная!
По моей личной практике, не так уж много предприятий основательно подходят к организации проекта по внедрению: с уставом проекта, его менеджером, рабочей группой, графиком и тому подобными необходимыми (на самом деле) атрибутами. Обычно они встречаются в двух случаях: очень крупная компания, которой «не по чину» не исповедовать «правильный» project-management, либо если наняты консультанты со своей технологией работ. Только в первом варианте часто тот же устав проекта копируется из аналогичных проектов с предыдущих мест работы топ-менеджеров, а во втором – графика, предложенного консультантами, придерживаются только на стадии заключения договора, а затем все снова возвращается в «текущий режим». Тут я выскажу такое свое мнение: формализованные атрибуты управления проектом для его успеха необходимы, только не надо их усложнять или копировать с других подобных мероприятий. Добавьте своей индивидуальности!
Следующий организационный момент – степень привлечения собственников бизнеса и топ-менеджеров. Бытует заблуждение, что бюджетирование – исключительно игрушка финансистов, поэтому от его внедрения стараются оградить высокое руководство. Но такая непосещаемость рабочих встреч с их стороны оборачивается в итоге неудобным для них же выделением центров ответственности, странными бюджетными формами и т.д. Поэтому – сразу рекомендация по распределению времени участников рабочей группы: собственники – 10-15%, топ-менеджеры – 20-25%, различные функциональные менеджеры – 40%, финансовые и ИТ-специалисты – 80-90% всей продолжительности внедрения, а говоря про ЦФО и бюджеты, мы переходим ко второй части – методической.
Здесь изюминка, как ни банально, в выборе правильной, то есть – подходящей для конкретного случая, методологии. Спектр для выбора сейчас очень широк: это и академические подходы, описанные в учебниках, и кейсы best-practices от консалтинговых фирм, и модели, предопределенные конкретными программными продуктами. Посоветовать что-то одно сложно, так как у каждого заказчика свой взгляд на жизнь. Я в своей практике и разрабатывал уникальные модели «с нуля», и вписывался в железобетонные рамки некоторых программных решений. Если подойти к делу с умом, то на выходе все равно будет работающая система бюджетирования. Вопрос, конечно, трудозатрат…
Попробуйте выбрать свою методологию.
И, наконец, технический аспект. Он заключается в выборе и, что принципиально, дальнейшем внедрении подходящего именно Вам решения в автоматизации бюджетирования. Старайтесь не подстраивать свои процессы под функционал какого-либо продукта, как бы хорошо ни расписывал его вендор. По-настоящему качественный продукт должен подстраиваться под бизнес, а не наоборот. Хотя это и не «международно признанный подход», но зато в России он себя оправдывает.
Например, я сам сторонник программ-конструкторов, позволяющих финансистам-экономистам практически без помощи программистов настраивать для себя нужные отчеты, документы, процессы и алгоритмы калькуляции. Зачем с помощью кодирования кастомизировать и без того непростые «типовые» конфигурации – далеко не всегда понятно (хотя и у этого подхода есть сторонники, особенно – внедренцы и ИТ-шники, которые далее будут сопровождать экзотическое решение!).
Если Вы уже смогли понять, все мои рекомендации, по-крупному, сводятся к одному – к индивидуальности! Действительно, по моему опыту проектов, это чуть ли не самое важное. «Классическую методологию» и «лучшую типовую конфигурацию» Вам предложат многие. Но жизнь за Вас они не проживут, бизнес не построят, бюджетирование не внедрят. Но помочь – помогут. В это смысле, выберите и своего консультанта. Того, кто сможет свой опыт, полученный в других местах, переложить именно на Вашу почву.
Хотите внедрить бюджетирование? Заполните заявку здесь
или просто напишите на feedback@pbltd.ru
НОВОСТИ
ОТЗЫВЫ
Киришский ХлебоКомбинат: Юридическое сопровождение
Наше предприятие сталкивается с разными правовыми задачами, которые Ваш специалист с успехом решает. Поэтому мы рекомендуем Вашу компанию в качестве надёжного бизнес-партнёра, который способен взять на себя решение разноплановых юридических задач.
Moscow Business School: Бухгалтерия и Налоги
Благодарим «Партнеры и Боровков» за сопровождение нашего бизнеса в области бухгалтерского и налогового учёта. За всё время работы Фирма точно соблюдала принятые на себя обязательства, ориентированные, прежде всего, на интересы Клиента.

ЭнергоСтройИнвест: Стратегия
Перед предприятием была поставлена задача - подготовить стратегии своего средне- и долгосрочного развития для дальнейшей детализации на уровне бизнес-планов. Для профессиональной реализации данной задачи мы пригласили экспертов «Партнеры и Боровков», специализирующихся на разработке и формализации стратегий.